25 апреля 2018 г.

Полина

Полине 21. Мы знакомы с восьмого класса, но виделись всего несколько раз. Позапрошлым летом она вечером приехала в московский аэропорт, где у меня была небольшая стыковка между рейсами, привезла мне вкусняшки, мы поболтали всего час, и я улетела в Уфу, а Полина поехала домой, на Выхино.

Мы с Полиной нашли друг друга в группе по обмену письмами, и с тех пор ведём бумажную переписку. Помню, как я первый раз написала ей письмо: мне понравилась её анкета, и я была настроена сделать что-то цепляющее. В итоге я написала что-то про ласточек в доме напротив и то, как кажется, что можно дотронуться до них рукой, если высунуться в окно. С тех пор пару раз в месяц я отправляю ей письмо и получаю конверт с подписью "Карине" самым знакомым почерком.
Про почту.
Полина пишет письма с седьмого класса: "Раньше я переписывалась больше: сейчас помимо тебя у меня есть всего несколько человек, с которыми я обмениваюсь письмами и посылками, — говорит она.  Потому что либо ты пишешь много коротких писем разным людям, и они такие маленькие и какие-то непонятные, либо пишешь реже, но "хорошо". Например, у меня есть девочка, с которой мы переписываемся примерно раз в год, но обязательно отправляем друг другу посылки на день рождения и Новый год.

Прелесть самого письма в том, что это опосредованная вещь: ты можешь буквально потрогать то, что держал в руках другой человек. 

Да и в целом к написанию письма обычно подходишь более вдумчиво, чем к интернет-переписке: ты пишешь его не пять минут, потому что думаешь над каждым предложением".
У Полины, как и у меня, особые отношения с почтой: мы слишком тесно общаемся: "За столько лет моих отношений с почтой я заметила много косяков: посылки или письма могут прийти разорванными или не прийти вообще,  говорит Полина. — Зато на почте зато у меня не спрашивают паспорт, потому что я прихожу туда очень часто. Наверное, мнение о "почте России" гипертрофировано, но в целом оно отражает факты".
Когда мы только познакомились, то ещё не знали, чем хотим заниматься после школы и писали друг дружке в основном о несчастных влюблённостях. Сейчас Полина уже большая девочка: она учится на факультете социальной психологии и совмещает это с работой менеджером в образовательном центре: "Для меня отличие психфака от других факультетов в том, что по окончании какой-нибудь технической специальности ты выходишь с базой знаний, а с психфака  скорее, с определённым способом мышления.

Когда мои знакомые на других факультетах решают задачи, мы разыгрываем античный театр. Или кто-то выступает в роли клиентов, а остальная группа — в роли консультантов. Большинство профильных предметов на моей специальности проходят в очень свободной форме: ты можешь говорить преподавателю всё, что думаешь. Так же и преподаватель может сказать что-то типа: "Если ваш клиент — сука, то вы ничего с этим не сделаете". 

Думаю, учась на психфаке, нужно провести все четыре года именно за партой, сидя на всех парах  даже на тех, которые кажутся ненужными. Это необходимо для формирования психологического мышления: психологу важно подмечать какие-то детали. И иногда я не понимаю, это получается у меня потому, что я просто внимательная, или потому, что я учусь на психолога: например, подмечать, как человек дёргает ногой или повторяет слова, или понимать, кто открыт к контакту, а кто  нет". Полина, кстати, заметила, как часто я говорю "согласна" в ответ на её реплики и поправляю волосы.
Уже через пару месяцев Полина получит диплом бакалавра. Её выпускная работа  об особенностях учащихся кадетских и общеобразовательных классов. Несколько лет назад в обычных школах начали открывать классы, в которых проводят обучение по программе кадетской школы: "В школе, в которой я училась, три-четыре года назад появился такой класс,  говорит Полина:  дети в нём учатся так же, как и в обычном классе, только уходят позже, и кроме общих предметов у них есть строевая [подготовка], работа с оружием, психология и больше часов физ. подготовки. Кроме учителей, у ребят есть офицер-воспитатель. Так вот, выяснилось, что кадеты хуже других детей справляются с какой-либо неопределённостью, а ещё у них больше развита коллективность. Если честно, мне кажется, у меня будет самый маленький [по объёму] диплом на курсе,  смеётся она:  я сказала всё, что хотела, и не знаю, что добавить ещё".

Про психологическую культуру.
"Я бы поменяла отношение к психологии в Москве и регионах. Знаешь, наверное, то, что между психологией и психиатрией есть разница — это какая-то масонская тайна, и поэтому люди об этом не знают,  пожимает плечами Полина:  [я бы хотела], но нельзя же мне просто ходить по улицам и говорить, что всё, что говорят людям о психологии  это неправда. Психологи работают со здоровыми людьми, и их цель  сделать так, чтобы, например, что-то не переросло в психосоматику. А психиатр вряд ли будет много с тобой разговаривать: скорее всего, выпишет тебе таблеточки.
Вообще в нашей стране довольно специфичная психологическая культура. Это начинается ещё со школы: с одной стороны  у тебя в школе, наверняка тоже было такое дети считают, что у того, кого хоть раз вызывали к психологу, проблемы с головой? С другой стороны, педагоги не дают полномочий школьным психологам, поэтому о них никто не знает. Возможно, учителя думают, что психологи читают чужие мысли и по движению левой брови могут определить, что человек врёт. Мои знакомые тоже иногда говорят что-то типа "Я чувствую, что что-то происходит. Не молчи. Ты меня психологируешь?"

"Очень мало людей [в России] ходят на терапию.
Люди у нас не любят думать: они погружены в быт, свою рутину, и у них нет времени на рефлексию. Но все любят тренинги. 

Хотя на самом деле, тренинг  это такая лёгкая игровая форма, где вырабатывается какой-то навык, умение, установка или выстраивается межличностное взаимодействие. Но, по-хорошему, нужно около десяти сеансов для проработки одной проблемы. Я знаю, что это стоит дорого, и если бы передо мной стоял выбор: купить продуктов на две недели или оплатить один курс у психолога, я бы, конечно, выбрала еду. А на сеанс ты приходишь, платишь деньги, о чём-то говоришь, и не видишь результат мгновенно. Это тяжело осмыслить. Индивидуальные консультации у психологов стоят дорого: в Москве это от 1500 у начинающих, и около 2500 рублей в час у практикующих специалистов".

Про свои и чужие странности.
"Чем люди моего возраста отличаются от других? Во-первых, татуировки очень сильно вошли в нашу культуру,  говорит Полина:  лет 10 назад человека с тату не взяли бы на работу. Есть ещё одно отличие, которое касается трудоустройства: сейчас люди согласны устраиваться на работу не по трудовой книжке. Стало меньше религиозности. Постепенно повышается возраст деторождения и уменьшается количество регистрируемых браков. Главное отличие, наверное, в том, что мы гораздо легче приспосабливаемся к чему: мы такими выросли.

Мы более адаптивны и готовы хавать всё, что появляется. 

Ещё мы всегда на связи и в сети: всё время кажется, что иначе можно упустить что-то важное. Я постоянно говорю, что при таком ритме жизни мы постоянно должны быть быстрее и не тупить".
Полина говорит, что ей нравятся люди, которые делают что-то хорошо: "Наверное, это главный мой "кликер". Когда я вижу, как человек занят какой-то деятельностью, и у него получается это хорошо  не важно, водит он машину или выступает на публике  я думаю: "Блин, это так круто, что люди что-то могут, это просто вау!" Ещё мне нравятся странные люди — такие, про которых моя бабуля наверняка сказала бы, что они придурки. Это мне подходит. Обычно это люди, максимально непохожие на меня  непостоянные, те, которые могут сегодня всё бросить и уехать в Сибирь".
Сама Полина действительно не любит путешествовать. "Это, кстати, забавно: сейчас же модно постоянно куда-то ездить, и люди такие: "Чтоооо? Ты не любишь путешествия?" Ещё я не горю желанием съезжать от родителей: мне комфортно и приятно. У меня нет с ними каких-то конфликтов, и мне так довольно удобно". Ещё Полина не любит концерты: "Если за мной нет закреплённого места, на котором я смогу сидеть, и где никто не будет пихать и толкать меня, то я туда не иду. Я не чувствую себя комфортно в таких условиях. Мне хватает метро".
Про особенности Москвы и регионов.
Я спросила у Полины, чем, по мнению коренной москвички, отличается жизнь в столице от жизни в Уфе.
"Мне кажется, у вас меньше досуга,  задумалась она:  у нас, мне кажется, просто миллион кафе и кино. Ещё в Уфе должно быть меньше мест, которые работают ночью. И меньше людей. И, скорее всего, ваш ритм жизни медленнее, чем в Москве. — [делает большие глаза] — У вас же нет метро! Точно! Тогда вы точно раньше возвращаетесь домой, и ночная жизнь в Уфе менее насыщенная".
Метро  больная тема для Полины. Когда она училась на первом курсе, то писала мне, сколько занимает её дорога в универ, который находится на другом конце города: от дома до станции она шла 20 минут, 40 минут ехала на метро, пересаживалась на троллейбус и ехала около получаса, и потом ещё 15 минут шла пешком. Сейчас, говорит, классно: "Теперь, как построили метро, я трачу всего час и двадцать минут в одну сторону. В среднем на дорогу в одну сторону у среднестатистического москвича уходит полтора часа. Но если ты из какого-нибудь Дедовска [город в Подмосковье в 38 километрах от столицы], то точно тратишь на дорогу часа три.

Час-пик для метро, МЦК и автобусов это около шести вечера, и то время, когда все едут к девяти утра. Ты заходишь в метро с третьей попытки, и то — с разбега. А ещё тебя могут облапать, и все воняют. Вообще я почти уверена, что людям платят за создание толпы в метро в два часа дня".

"Мне кажется, что людям, которые переезжают в Москву из других городов, очень тяжело: тебе нужно искать жильё и работу, и близких нет рядом. Я бы, наверное, не поехала: я не настолько амбициозна,  смеётся Полина.  Вот моя начальница  с Камчатки, и у них баночка "Активии" стоит 200 рублей, а помидоры  700. В её случае я согласна, что нужно было валить. Но я не думаю, что нужно ехать именно в центр страны: возможности есть и в других городах. А вообще в Москве мне достаточно комфортно и, наверное, грешно жаловаться, когда у тебя столько возможностей в таком большом городе".
О том, что волнует.
"Когда ты живёшь и не думаешь о том, как жить дальше, и о том, что твоим детям тоже предстоит жить в этой стране, то всё хорошо. Но, по-честному, в каждой сфере можно найти какой-то глобальный косяк,  говорит Полина:  хуже всего дела у нас обстоят с медициной, дорогами, пенсиями и системой образования.

Уезжать куда-то это не обязательно выход: не факт, что ты приживёшься в этой чужой для тебя ментальности. 

Я не считаю, что мы живём так уж плохо: у нас есть дома, и есть, где работать". На мой смешок она ответила: "Ну смотри, если сравнить с голодающими странами: сколько лет в Африке и Индии ничего не меняется? Для меня это нонсенс: я живу в стране, где такого нет. Типа, я не могу представить, что на самом деле в каком-то месте на Земле у людей реально нет еды и воды. Это не вписывается в мою картину идеального мира".
"А ещё все постоянно кричат, что нас будут ограничивать в интернете: вспоминают про пакет Яровой, суды с блогерами и всё такое. Пока я не вижу чего-то страшного. Может, я единственная не замечаю, как мы приближаемся к тотальной диктатуре",  пожимает плечами она. А я после нашего разговора снова заклеила веб-камеру на ноутбуке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий