12 февраля 2018 г.

Радмир

Радмиру двадцать пять. Он делает миниатюрные скульптуры на заказ, является администратором художественной школы "Грани", где ведёт курсы по скульптуре вместе с другими мастерами. 

Про свои работы.
Несколько лет назад Радмир получил диплом архитектора: "Это мне во многом помогло. Архитектура  это такая специальность, по окончании которой ты можешь заниматься многими вещами. Но может быть, если бы я пошёл в академию, где учат скульптуре, я бы миниатюрой сейчас вообще не занимался, и скульптор из меня получился бы не очень".
В месяц Радмир успевает сделать около четырёх-пяти миниатюр: "За неделю в среднем получается одна миниатюра. Можно сделать модель за один полный день, но обычно на это уходит от двух дней до недели".
Мастер-моделями Радмир называет сделанные вручную небольшие работы из полимерной глины, с которой впоследствии снимаются формы для изготовления копий: "Мастер-модель  это та же самая скульптура, но в масштабе",  показывает на три миниатюры, которые находятся на разном этапе изготовления: "Сначала делается каркас и первоначальные намётки, затем  общая масса и проработка деталей. Потом я запекаю эту фигуру, и такое изделие уже можно продавать".
Радмир начал делать миниатюры, когда учился на третьем курсе. Он рассказывает, что происходит с его работами после изготовления: "Какой-нибудь художник может заказать у меня только одну мастер-модель, раскрасить её, и это будет считаться крутым в его кругу. Ещё некоторые студии делают отливки: пускают на тираж снятые с моей работы копии. Их могут быть тысячи, грубо говоря",  говорит он: "Также некоторые зарабатывают на том, что покупают у меня мастер-модель, затем тиражируют и продают этот тираж. Потом это сбывается в магазин миниатюр или используется для настольных игр. Знаю, что, например, в Москве есть магазинчики, в которых реализуются некоторые мои миниатюры"

Первый вопрос, который мне задают: "Кто покупает миниатюры? Кому они нужны?" Вот ты как думаешь?", спрашивает Радмир: "Точно, гики. Категорий клиентов, для которых я выполняю заказы, несколько: это гики, war-геймеры и мужики, которые играют с миниатюрами. Временами я не могу понять, как люди начинают увлекаться этим: я нахожусь с другой стороны баррикад. Думаю, человек должен заболеть этим увлечением. Скорее всего, это как компьютерные игры: начинаешь интересоваться, и подсаживаешь друзей".

Радмир вместе с другими мастерами сейчас работают над проектом, который разместили на кикстартере, платформе для сбора денег на реализацию проектов по схеме краудфандинга, добровольных пожертвований: "Есть игра, в которой люди играют против орков, и сейчас популярно создавать свою команду. Мы создали команду полинезийских маори-орков и пульнули это на кикстартер. С нами даже хотели судиться чуваки, потому что мы используем их культуру в коммерческих целях, прикинь? В итоге наш проект собрал.. А давай посмотрим прямо сейчас?",  говорит Радмир и открывает сайт: "Так, получается, за двадцать восемь дней мы собрали 17`242. Для ребят из Уфы это прямо круто! Идея в том, что на этом сайте можно либо просто сделать добровольное пожертвование на любую сумму, либо купить набор с большой скидкой по сравнению с ценой, которая будет вне сайта. Например, один набор будет стоить € 280, а там его можно купить за € 119",  по моей просьбе Радмир пересчитал цену в рубли: "Ого, серьёзно, столько? Ну в общем, одна команда будет стоить около десятки, если покупать её вне кикстартера. В основном, работы покупают пользователи из США. Из России у нас, по-моему, не купил никто. Заработанные деньги мы потратим на реализацию следующих проектов. Когда закончатся сборы, шесть месяцев в мастерской будут отливаться модели".
Одна из готовых работ
"По чужим миниатюрам я тоже угараю, но в другом русле" говорит Радмир: "Я смотрю на другие работы и понимаю, какой уровень для меня  следующий. Я сморю на неё и учу. Ещё мой преподаватель говорил, что в мастерской всегда должны стоять работы других авторов, чтобы они всегда мелькали перед глазами. Я равняюсь на Patrick Masson. Он делает крутые вещи  в основном, миниатюры! Например, он сделал проект с моделями воинов-дикарей, купить которые можно было только на кикстартере. За день они собрали € 600`000. Он достойно собрал эти деньги, это интересный проект". Сейчас собранная сумма проекта этого мастера составляет $  1`469`489.
Почему именно миниатюры?
"Чем цепляет миниатюра? Большая модель для тебя сразу раскрылась. А в миниатюре издалека не видны детали",  говорит Радмир: "И чем больше ты начинаешь её изучать и подробнее углубляться  рассматривать косточки там, и так далее  она для тебя открывается. В голове сразу появляется предыстория. Самая офигенная концепт-идея появляется, когда ты придумываешь историю, и опираясь на неё, изображаешь концепцию. А добавочные элементы меняют историю. Добавляешь что-то и думаешь, как это может повлиять на историю, которая была до этого".
Самый интересный заказ?
"Самый интересный для меня заказ  это цирк уродов, который заказал один парень из Амстердама. Он попросил, чтобы я сам придумал модели. Их было пять: ведущий, бородатая женщина с обезьяной, силач, великан и маленькая девочка. Я рисовал всех вручную".
"Знаешь, какая у меня мечта?  Я хочу прокачаться до такого крутого уровня, чтобы работать только с зарубежными компаниями",  говорит Радмир: "Ещё я хочу пообщаться со скульпторами из других городов и ездить на мастер-классы заграницу. Хотел бы, может, в формате интервью ездить к крутым скульпторам, делать совместные работы и брать при этом интервью. Это же клёво, да? Я почувствую, что состоялся, как только я начну делать только свои модели. Так, как я вижу. Рассказывать свои истории. Мне хочется затронуть башкирский фольклор, чтобы люди из других стран это оценили. Ещё я хочу съездить на "Рубиновую сферу" [художественное мероприятие для людей, интересующихся миниатюрами]".
"Я довольно трудоголичен. Иногда могу сутками делать модель",  делится Радмир: "Бывает, просто заработаешься. Я считаю, что иногда это полезно, когда есть такая возможность. Думаю, я моделей уже за сотню сделал, и многие признаются людьми, этим я горжусь. Многие художники красят их, и отписываются мне".
"Что должен испытать каждый? Очень клёвое ощущение, когда человек понимает, что он занимается тем, чем хочет заниматься. Когда ты понимаешь, что ты стал, и это оно",  говорит Радмир: "Из известных деятелей искусства мне очень нравится Леонардо да Винчи тем, что он не был зациклен на одной вещи. Он развивался всесторонне. Невозможно развивать какую-то одну грань творчества: ты должен рисовать, лепить, быть архитектором и дизайнером, чтобы всё это собиралось воедино. Он был человеком, которое многое в себе совмещал: и анатомию, и скульптуру.  Нельзя смотреть узко: чем больше у тебя кругозор, тем интереснее будут получаться работы. Да Винчи был очень многогранным. Я бы тоже хотел быть многогранным."
Про "Грани".
Школе "Грани"  год. Несколько мастеров проводят курсы и мастер-классы по живописи и скульптуре для детей от пяти лет: "Всё началось с того, что у нас была мастерская, в которой несколько мастеров лепили модели",  говорит Радмир: "И я подумал: в детстве я любил лепить, но не было места, где классно и в интересной форме меня научили бы этому научили. Я понял, что можно зарабатывать деньги на своём увлечении, и решил сделать это основным заработком. На пятом курсе прямо в мастерской мы набрали маленькую группу людей, и прямо там проводили мастер-классы по несколько человек. А потом мы подумали: почему бы не совместить скульптуру, живопись и рисунок, и не открыть школу? Так мы разделили мастерскую и школу. Часть мастерской переехала сюда со мной. У нас есть несколько ребят, которые занимаются с нами с самых первых дней".
У мастеров индивидуальный подход к каждому ребёнку: "Классическая академическая скульптура в нашем курсе присутствует, но детям это неинтересно",  говорит Радмир: "Мы стараемся давать интересные задания. На первом занятии мы знакомимся и спрашиваем у ребёнка, какие мультики он смотрит. Предлагаем: "А давай слепим твоего любимого героя?" В итоге у каждого ребёнка ведётся свой проект. Некоторых я просто корректирую в процессе. Детей не стоит ограничивать во времени".
Про клиентов.
"Мне кажется, всем детям интересно лепить. Рисовать любят не все: наверное, те, у кого развита фантазия или пространственное мышление",  говорит Радмир: "Рисунок ты не можешь почувствовать, потому что он плоский. А скульптура у всех получается объёмной. Это более простая для восприятия вещь, чем рисунок. Вообще я замечаю, что дети очень быстро схватывают материал, просто моментально. Ты показываешь один мазок, и ребёнок сразу повторяет. После первого же занятия работа меняется, это замечают и родители".
Про планы.
"Сколько я собираюсь этим заниматься? Да до конца! Это же пенсионерское хобби! Сейчас я стараюсь развивать школу, чтобы работать в более спокойном ритме. Темп сейчас бешеный",  говорит Радмир. На окне возле его рабочего места висит куча стикеров. Он говорит: "Видишь, я пытался! Но это не работает. Я веду скульптуру и при этом являюсь администратором. Сумбур полный!".
Вместе с другим мастером Радмира пригласили участвовать в выставке: "Нас пригласили на выставку в ВДНХ. Возможно, будем делать арт-объект. Нам просто сказали: "Сделайте что-нибудь крутое! Хочу попробовать себя в современной арт-скульптуре",  говорит Радмир.
"В Уфе в плане скульптуры у нас конкурентов нет",  говорит Радмир: "Но в Питере есть классная школа, Sculpt Art. Там преподают академическую скульптуру с элементами фэнтези. В своей школе мы тоже хотим сделать та , чтобы у нас можно было отливать сделанные скульптуры. Также в будущем мы хотим открыть отдельный pro-курс для студентов, абитуриентов и художников"

Комментариев нет:

Отправить комментарий