9 февраля 2018 г.

Елизавета

Мы с Лизой сидим в светлом офисе с большими окнами, и я вспоминаю, как в последний день августа я помогала обводить формулы на голубой стене в старом помещении за пару дней до его открытия. Она говорит: "Скучаю ли я по первому офису? Ночами я ещё вспоминаю свои прекрасные стены, но переезд того стоил: сейчас в бизнесе прирост очень сильный". 

Лизе двадцать один, и у неё есть свой бизнес. Бум! В этом сентябре Лиза открыла репетиторский центр "Инкубатор": "Мне в голову пришла мысль открыть что-то своё. Я наконец поняла, что не хочу работать на дядьку и не смогу пахать где-нибудь на заводе, потому что монотонная работа убивала бы меня каждое утро",  говорит она: "Почему репетиторство? В будущем я хочу преподавать химию  возможно, в каком-нибудь ВУЗе — и я решила, что, если я нашла то, чем хочу заниматься, то почему бы не попробовать уже сейчас?"
Лиза говорит, что в идее её стартапа удачно совпали три фактора:
  • "Во-первых, это именно то, чем мне интересно заниматься
  • Во-вторых, потребовались минимальные вложения. В качестве первой суммы хватило ста тысяч рублей
  • И в-третьих, не нужна была какая-то особенная логистика  всё просто: дети приходят, ты их учишь, и дети уходят", — говорит она.
В "Инкубаторе" преподаются русский язык, математика, физика, химия, английский, литература и обществознание. "Все преподаватели у нас  это студенты. Это было одним из основных критериев, потому что я хочу давать работу молодым людям. Студент студенту  рознь, и репетиторствовать, в основном, начинают ответственные ребята. Я считаю, что если у тебя есть какие-то знания, то лучше делиться этим с детьми",  говорит Лиза.
Лиза знает, о чём говорит, потому что (вау!) сама преподаёт в своём центре математику и химию ученикам с пятого по одиннадцатый класс: "Мне важно видеть результат своей работы, поэтому я не признаю предметы типа обществознания, в которых одна "вода". Если ко мне придёт какой- то обществовед, который будет готов меня в этом разубедить  пожалуйста. Но я, прежде всего, верю в разум. А разум и вода для меня  вещи несовместимые. Почему я люблю именно эти точные науки? Выведенной формулы в математике мне мало, а в химии я могу своими глазами увидеть результат своей работы.  

Вообще я считаю, что если можно что-то где-то посчитать, то нужно это делать. Это мой девиз по жизни",  говорит она.

"Что изменилось в тот момент, когда у меня появилось своё дело? Многозадачность и ответственность свалились на меня просто как снег на голову: теперь я несу ответственность за детей и за всех тех людей, которые на меня работают. Спать стало тяжело. Не хватает времени в сутках. Видимо, с началом семестра спать буду в офисе, потому что не хочу бросать этим заниматься, даже когда начнётся учёба",  говорит Лиза. Сейчас она учится на последнем курсе бакалавриата.
Что заёбывает?
"Всякие законные моменты: бумажки, которые ты обязан заполнять и перед кем-то постоянно отчитываться.
Налоговая. Отвратительное место с отвратительными людьми. Не знаю, кто набирает туда этих людей. Ты приходишь туда и видишь этих заёбанных людей, которые разговаривают с тобой просто сквозь зубы. Они не могут тебе ничего адекватно объяснить: когда я спрашиваю, на что пойдут эти тридцать тысяч, они со мной не разговаривают. А ты  начинающий предприниматель, и сколько ни чеши интернет, ты не научишься считать налоги. Я весьма хороший математик, но расчёт налогов для меня  просто тёмный лес
Казалось бы, что там рассчитывать? Но это вообще не так просто!",  Лиза даже немного порычала: "Неприятная вещь: ты вроде бы независима, но приходится встречаться лицом к лицу с государством, и в этом мало приятного. Для начинающих ИП-шников нет никаких послаблений: даже если твоё дело не приносит денег, ты всё равно должен платить тридцать тысяч за пенсионное и медицинское страхование".
"Инкубатор" для меня— это отдушина. В этом плане я  плохой бизнесмен. Когда слушаешь других людей, они говорят, что бизнес должен приносить деньги. А для меня это всегда уходит на второй план. В течение месяца, до срока, когда нужно платить за аренду, я варюсь вот в этом",  показывает руками на доску и стол: "В детях, подготовке уроков и прочем".
У Лизы есть несколько историй бизнесменов, которыми она восхищается. Она говорит: "Ты знаешь что-нибудь про чувака, который открыл сеть "Додо пицца"? Когда он выступал на форуме бизнесменов, то сказал: "Вашу мать, ребята, я из города с двумя буквами "ы" в названии, а сейчас мои пиццерии есть в Америке и Китае". Он очень крутой! Есть ещё один бизнесмен, Сергей Косенко. Он решил продавать пледы с рукавами. Когда россияне только начали заказывать товары из Китая, он заказал материала миллиона на два, арендовал цех в Китае, чтобы их шили, арендовал гигантские ангары, где это всё хранилось. Он привёз эти несчастные пледы в Россию и начал открывать ларьки где-то в Москве или Питере: он планировал каждый день продавать товара примерно на тридцать тысяч, а продавался только один плед. С рукавами. Он не сдавался: брал кредиты, на нём висело где-то десять миллионов долга, представляешь? А он продолжал их продавать. Сейчас он ушёл куда-то влево, но продолжает заниматься бизнесом, и развивается. Когда я читаю такие истории, то думаю о том, что у "Инкубатора" может быть неплохое будущее. Вопрос в том, как ты изначально относишься к бизнесу, который ты открываешь. А мне важно поднять моё дело".
"Несколько уроков, которые я усвоила с началом своего бизнеса?
  • Уфа  большая деревня.
  • "Когда ты открываешь своё дело, то невольно становишься разнорабочим: тебе нужно мыть полы, уметь починить унитаз, разбираться в саморезах и знать, как колеруется краска",  Лиза знает, о чём говорит, потому что в первом офисе она вместе с отцом и парой человек сама красила все стены, устанавливала двери и вешала вывеску.
  • "Многозадачность: приходится быть грамотным во многих областях. В том же налогообложении",  говорит она, пожимая плечами.
Лиза говорит, что она  многодетная мама: у неё шестнадцать подопечных детей, которым она помогает в учёбе: "Мне обидно за детей, которые приходят и рассказывают, что происходит в школах: не всем повезло так, как мне", — в седьмом классе она сама подготовилась и приняла решение поступить в лицей при нефтяном университете: "В этой школе мне привили любовь к знаниям, и с тех пор я люблю учиться. Учиться  это, наверное, лучшее, что у меня получается. Ко мне приходят некоторые ученики, и у них абсолютная неприязнь к математике. Это странно и дико для меня! Поэтому я хочу показать, что учиться  это круто, и что есть я, нормально выглядящая, не сильно старше их, и могу преподавать. И сказать: "Посмотрите на меня. Меня прёт, и может попереть и вас".
Лиза не употребляет слово "клиенты". Она говорит: "Дети для меня  это семечки, которые нужно вырастить. Я хочу, чтобы они тоже увидели красоту, которую вижу я",  говорит Лиза, и у неё выступают слёзы: "Проблема не в плохо написанных учебниках, а в отношении учителя. Как мне кажется, из этой профессии очень легко "выгореть": перестать любить то, что ты делаешь. Очень сложно работать с людьми, а ещё сложнее  с маленькими людьми. От чего-то нужно отгораживаться стеной, чтобы не принимать проблемы детей близко к сердцу, а что-то нужно, наоборот, пропускать через себя, чтобы понять ребёнка. Нужно понять, почему ребёнок перестал хотеть понимать математику. Когда ему сказали, что он тупой? Когда он подумал: "Всё, я тупой. Я не понимаю математику. Лучше буду делать обществознание во время урока"?
На моих уроках можно материться: если ты не понимаешь, то скажи: "Лиза, я, блять, не понимаю! Я ничего не понял, давай ещё раз". Это нормальный учебный процесс".
Мы очень много говорили об учениках: "Важно найти подход к каждому ученику. Я стараюсь избавить детей от синдрома отличника, которым всегда важно получить пять. Потому что в этом случае ты всё решаешь по шаблону, и когда ты так думаешь, то скорее всего, ты не выходишь за рамки своего маленького квадратика, в пределах которого мыслишь. А наука  это всегда что-то большее. Ты постоянно должен перескакивать ту планку, которую ты себе ставишь. Оценка не является показателем твоих знаний, потому что она очень субъективна: это мнение одного человека",  считает Лиза.
Лиза говорит, что у неё очень долгий и ранний рабочий путь: "В какой-то момент я сама решила, что нужно пойти работать. В моей жизни есть две женщины, которые являются для меня примером человеческой силы: у моей бабушки пятеро детей, с которыми она успевала работать и следить за хозяйством. Моя мама  такая же женщина, и я помню, что родители всегда говорили: "Хочешь  делай. У тебя свой разум, и всё, чего ты хочешь добиться, в твоих руках".
Это "замечательные мамо и папо" Лизы, как она написала на своей странице.
"Моя первая предпринимательская деятельность началась, когда я продавала укроп", — смеётся она: "Мне было лет одиннадцать, я стояла на базаре с ведром и кричала что-то типа: "Укроп! Пять рублей!" Потом летом, на каникулах после девятого класса я пошла работать в супермаркет, в итоге меня поставили работать в отделе с колбасой, где я работала несколько часов в день, потому что была несовершеннолетней. Первая моя карточка, на которую перечисляли деньги, и всё такое  это было приятное ощущение".
Я помню, как на втором курсе я восхищалась тем, как Лизе удавалось совмещать работу с учёбой, потому что я в то время делала это с трудом: "После первого курса я пошла в официантство, чему посвятила два года",  вспоминает она: "Работодатели очень удивлялись, когда я говорила, что мне не важна зарплата: я была готова работать только по выходным, потому что мне была интересна сама профессия. Я начала с кофейни, а потом работала в ресторане.
Когда ты узнаёшь новые слова: тартар, конкассе, шатобриан, рибай, и то, чем отличается Совиньон Блан от Каберне-Совиньон, и то, как готовят виски, для тебя открывается новый мир! Я знакомилась с очень интересными людьми: однажды я познакомилась с настоящим космонавтом-испытателем, Сергеем Ревиным"
Лиза говорит, что официантство  это очень сложная работа: "В голове должно умещаться огромное количество данных. При этом, официантство  это лёгкие деньги, при том, что часовая ставка составляет около сорока рублей. Тебе не так важна зарплата: среди официантов всегда ходит шутка о том, что зарплата  это приятный бонус".
У Лизы есть несколько достижений, которыми она гордится: "Свою первую большую зарплату я потратила на то, чтобы купить себе телефон, и на свои же заработанные деньги я отучилась на права. И первую большую поездку со своим танцевальным коллективом я тоже оплатила сама. Ещё и на шопинг осталось", — улыбается она.
Лиза пришла в танцевальный коллектив, когда ей было двенадцать, и прожила со своей танцевальной семьёй девять лет: "Руководитель моего танцевального коллектива для меня  как вторая мама. Она была тем человеком, который первый раз дал мне карандаш для глаз и сказал: "Рисуй глаза. Рисуй брови. Почему тоналкой плохо накрасилась? Нельзя так выходить на сцену. Худей", и при этом ещё и учил меня танцевать.
"В прошлом году мы оттанцевали юбилейный концерт к десятилетию коллектива, и нескольких людей, которые тогда уходили - в том числе, и меня  представили как выпускников",  вспоминает Лиза: "И про меня руководительница сказала, что не думала, что я так надолго задержусь: казалось бы, девочка, которая выжигала по дереву, и тут пришла, вообще не балерина нисколько: "А потом она встала к станку, и я увидела, какая она пластичная, какая у неё идеальная выворотность и лягушка, и какая у неё хорошая стопа",  это было приятно.

Это был очень интересный опыт, когда ты прохавала весь путь от толстой девочки где-то с краю слева до сольных партий и первой линии, и до концертного состава, когда у тебя самой уже есть маленькие девочки, которых ты тренируешь. Это то, о чём я буду рассказывать в старости. Я буду показывать своим внукам фотографии с отчётного концерта и говорить: "Вот, смотрите, это ваша бабушка. На трёх шпагатах сидела". 

"То, что женщина должна быть милой и пушистой  это не про меня" говорит Лиза: "У меня есть несколько любимых выражений Фаины Раневской: "Женщина  это не слабый пол. Слабый пол  это гнилые доски" и "Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая",   вот это тоже про меня".
Лиза говорит, что очень ценит свою свободу: "Мне важно делать то, что я хочу делать, и делать это именно так, как я считаю нужным. Я всегда говорю то, что думаю. Я очень категоричная и прямолинейная, и при этом  консервативная. Вообще у меня есть девиз по жизни: это фраза Репина: "Человек без убеждений  пустельга, без принципов  он ничтожная никчёмность". Я очень принципиальна, и мне важно, чтобы моё слово уважали". 
"Я считаю себя начитанным человеком, и считаю это достижением в двадцать первом веке: я неплохо разбираюсь в поэзии и русской классике. Читаю много, и читаю разное. На эти темы я могу подискутировать. При всей моей любви к математике, у меня довольно романтичная натура",  говорит Лиза. У неё есть несколько любимых произведений:

  • Булгакова — это "Собачье сердце", "Роковые яйца" и "Мастер и Маргарита". С последним произведением у меня есть своя история: я перечитываю его каждую весну. Когда я читала его первый раз, мне было срать на Иешуа: распяли-не распяли, мучается он там или нет. Я перелистывала эти главы и листала про любовь, могла даже наизусть целую главу. Потом я, конечно, это переосмыслила",  смеётся Лиза
  • "Пьесы Бернарда Шоу. Мне нравится его юмор",  делится она.
  • "Из современных авторов мне нравится Ринат Валиуллин и его роман "Безумие". У него очень интересный стиль письма. Он, кстати, преподаёт в СПбГУ.
Те стихотворения и книги, которые писали раньше, действительно поднимали очень важные темы. А к современным авторам я отношусь очень предвзято",  говорит Лиза.
Про матюки и культурное питьё. 
На стене Лизы я нашла ссылку на статью "Почему материться нужно как можно чаще". У неё своё мнение на этот счёт: "Материться я начала, когда работала официанткой. Потому что гости заёбывали так, что было не возможно не сказать, что "блять, тварь креветочная, губы себе только накачала, "Цезарь" ей не понравился, пиво кислое для неё кислое, мразь такая". В противном случае я ведь выражу эту злость на ком-нибудь другом, если не выскажу всё, что думаю про эту креветку. Важно знать место и время, но если я чувствую, что мне нужно сказать, то с вероятностью в девяносто девять процентов я это сделаю. Но, конечно, не со всеми в диалоге я могу матюкнуться",  смеётся Лиза: "А вообще до определённого возраста я была абсолютно правильным ребёнком. Фильм "Реквием по мечте" заставил меня задуматься, и я решила, что я не хочу быть проституткой, и наркотики  это не мой путь. Я буду учиться. Потом это, конечно, модернизировалось: когда ты работаешь в ресторане и подаёшь гостям пиво, то не можешь его не пробовать, потому что должен сказать что-то такое, что зацепило бы их. Они верят тебе по-другому, когда говоришь, что это пиво с горчичным послевкусием. Вообще мне ближе культурная позиция по отношению к алкоголю: мне самой нравится знать про дорогой и "высокий" алкоголь, что-то читать и узнавать про него. Я считаю, что говорить о таких вещах  что я не пью и не курю  нужно, потому что это помогает сформировать какой-то правильный образ. И когда у меня спрашивают, я отвечаю, что нет, я не считаю, что в чём-то себя ограничиваю".

"Очень многое меня пугает. Люди вокруг меня и составляют ту Россию, которую я представляю. Я создаю вокруг себя мир, в котором мне комфортно: это мир, который вокруг меня, и в моей голове. Если я буду думать о том, почему в Африке дети голодают, и почему Трамп стал президентом, я, наверное, сойду с ума. Мой мозг не выдержит такой нагрузки.

Я не хочу уезжать из России. Блин, какие-то сложные вопросы ты задаёшь. Я не возьмусь рассуждать о политике и нашем законодательстве. Это сложно",  говорит Лиза: "Мне не нравится Путин и та коррумпированная власть, которая есть в нашей стране сейчас, но я не вижу выхода отсюда, и я не знаю, что будут делать люди, которые придут ко власти. Почему это важно? Потому что это страна, в которой будут расти мои дети. У меня есть младшая сестра, о которой я думаю: "Что с ней будет? Куда она пойдёт учиться? Сколько тогда будет стоить образование?"
Лиза говорит, что её жизненый девиз  это стихотворение Владимира Высоцкого "Я не люблю". Она говорит: "Каждую его строчку можно выдёргивать из контекста и разбирать на цитаты. Это именно те принципы, которыми я руководствуюсь. Если хочешь, можешь любую цитату привести оттуда",  и тут, ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, Лиза начала читать стихотворение наизусть. Я чуть не упала, так это было сильно. Она закончила: "Там вот есть всё. Это прямо моё жизненное кредо".

Комментариев нет:

Отправить комментарий