15 февраля 2018 г.

Айдар

Айдар изучает физико-химические свойства урацилов, интересуется ювелирным делом и каждый месяц откладывает деньги на настольные игры.

На следующей неделе Айдару исполнится 24. У нас один научный руководитель, и мы пересекаемся в лаборатории, в которой работаю я. В лаборатории, где работает он (я называю её брошенной дачей) мы обычно обедаем. Чаще всего Айдар, как старый прожжёный джедай, делится со мной лайфхаками по выживанию для маленьких глупых химиков. В остальное время мы друг друга подъёбываем. Два месяца назад он посчитал себестоимость значков, которые я делаю вручную. Серьёзно. Он просто взял листок и начал записывать, сколько стоит метр ткани, упаковка булавок, и сколько ниток хватает мне на месяц. Сегодня я попросила его ответить на мои вопросы, нажала на кнопку записи голосового сообщения Вконтакте, и первое, что он сказал, было: "А чего диктофон себе не купишь? Мы же выяснили, что у тебя с такой накруткой на товар должен быть миллион денег!"
Чем занимается Айдар? Он учится в аспирантуре Уфимского института химии РАН, куда поступил прошлой осенью. Он говорит: "В будущем я буду писать диссертацию. Возможно, по теме, над которой работаю сейчас. Когда я закончу аспирантуру, то хочу продолжать работать в своей сфере: не зря же я учился тут девять лет. Почти как вторая школа,  говорит он. — Защититься я хочу, потому что после этого для меня откроются новые возможности. Ну вот смотри, кого охотнее возьмут на работу? Простого студента или кандидата химических наук? Его возьмут каким-нибудь инженером, а меня  в инновационный отдел. Я хочу заниматься чем-нибудь интересным. Может, стану академиком РАН? Шучу. Там уже и до гроба недалеко. О таких вещах я не загадываю. В жизни всякое бывает".
Я спросила у Айдара, какие у него цели, и как он хотел бы реализоваться, но он сказал, что не будет отвечать на такие личные вопросы.
Зато он рассказал о деятелях науки, которые его восхищают: "Мария Кюри. Во-первых, она из бедной семьи: она пошла работать гувернанткой, и в это время оплачивала обучение сестры в медицинском институте. Потом уже сестра платила за её обучение. Денег у Марии не было, и она жила в мансарде, интенсивно работая. У неё не было денег даже на нормальное питание. При этом, она  одна из немногих людей, получивших две нобелевские премии: по химии и физике,  говорит Айдар.  Из нашего поколения? Ну, например, Илон Маск вон что-то толкает. Это здорово: кто-то ведь должен делать такие вещи. Особо за новостями науки я не слежу, потому что еле успеваю в своей теме. Но за присуждением нобелевки в интересных мне областях я, конечно, слежу".
У Айдара довольно необычные увлечения. Кроме того, что он играет на гитаре, укулеле и кубызе, он собирает монеты и угарает по шахматам. Я несколько раз заставала его в лаборатории, рубящимся с другим сотрудником на время вместо обеда. Но больше всего его увлекает ювелирное дело: "Как-то, когда мне было лет семнадцать, я потащил двух своих лучших друзей в магазин, и мы вместе купили себе кольца. Такое типа братство кольца говорит он.  Один из нас до сих пор его носит, второй потерял, а я надеваю своё, когда мы встречаемся. Это как с замужеством",  смеётся Айдар.
Делать кольца ручной работы он начал на втором курсе: "Я зашёл в магазин электроники, купил мини-дрель и проволоку, из которой и сделал первое кольцо. Сначала я использовал медную, потому что она мягкая, и обрабатывать её проще. Сейчас по видосам в интернете я делаю кольца из гаек: вытачиваю их и гравирую. Сейчас я набиваю руку. В перспективе  делать литые кольца. Я бы хотел делать их из бронзы или серебра. Пока я просто делаю то, что мне нравится. А если другие заинтересуются, можно будет делать изделия на заказ".

Кроме этого, Айдар играет с друзьями в настольные игры: "Я откладываю небольшую сумму, мы скидываемся, и раз в три месяца покупаем какую-нибудь новую настолку. У моих друзей были какие-то игры, я заинтересовался, тоже купил пару штук, и мы начали собираться вместе. Давай я лучше просто все названия озвучу?  предлагает он.  Мы играем в Нуар, Манчкин, Имаджинариум, "Бэнг!", Уно, Экивоки, Тик-так-бум",  вспоминает названия Айдар.
Кстати, в настолках Айдар действительно разбирается. Он говорит: "Из эпических и дорогих игр я бы посоветовал эти:
  • Игра престолов, Второе издание.
  • Покорение Марса". 
"Я не задрот. Есть люди, которые сами делают карты для игр, красят фигурки. За некоторые игры приходится отдать пять тысяч на одного человека, чтобы поиграть. Вот такие это задроты",  говорит Айдар.
"Самый безумный случай в моей жизни? Однажды я поехал на ролевую игру по мотивам пиратов Карибского моря. Это было ещё в школе. Я со знакомыми поехал в Челябинскую область на водохранилище. У нас был драккар весом в полторы тонны и тачка с большим прицепом. Ещё был "Ивановец"  подъёмный кран, который выдерживает 25 тонн груза. Мы поплыли на другой берег, и попали в шторм. Несмотря на то, что это водохранилище,  смеётся Айдар.  Волны были большие, шёл дождь: было довольно страшновато. Мы только примерно знали, куда нам плыть, и шли на вёслах, потому что в шторм-то парус не поднимешь. Нас увидели с того берега и пустили сигнальную ракету. В итоге человек тридцать помогали нам пристолбить драккар и вытаскивать его на сушу. Как так вообще получилось? Просто в то время я занимался историческим фехтованием".
Цитаты в голове Айдара генерируются соответствующие. Он сказал, что, когда спускался по лестнице, вспомнил фразу из фильма "Рокки": "Мир не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное, жестокое место. Если только дашь слабину, он опрокинет тебя с такой силой, что больше уже не встанешь. Ни ты, ни я  никто на свете не бьёт так сильно, как жизнь. Совсем не важно, как ты ударишь. Важно  какой держишь удар, и как двигаешься вперёд".
Айдар говорит, что после универа многое меняется: "Дом-работа-дом. Можно куда-то выходить, но через полгода кажется, уже ничего не хочется. Времени на свои хотелки всё меньше, — делится он.  Мне кажется, в универе проще: если что-то задают, можно списать. А на работе, когда с тебя спросят, ты уже не скажешь, что у Пети не списал. А ещё, когда ты ходишь в детсад, у тебя есть конечная цель. Когда ходишь в школу, есть конечная цель. В универе есть конечная цель. Начинаешь работать, и конечной цели нет. Этапов жизни становится меньше. Остаётся только работать".
"Вопросом, что делать после универа, задаётся большинство, потому что они ничего не знают о жизни. Как вообще понять, чем ты хочешь заниматься? Если есть возможность, после школы можно в течение года попробовать по месяцу поработать в двенадцати разных местах, которые тебе интересны, и после этого выбирать специальность. Сам я так не делал: меня бы в армию загребли. Девушки могут такое попробовать. Правда, наверное, только на волонтёрской основе: я спрашивал у работодателей , взяли бы они 17-летнего школьника всего на месяц, при этом обучая его? Они сказали, что такой геморрой им не нужен. Сама учёба в университете не так важна, как знакомства, которые ты обретаешь в процессе. Для твоего личного роста это более полезно.  считает Айдар.  Смотри: я вот знаю условного Петю, а ты не знаешь. Случись что  меня вытащат, а ты... ты просто не знаешь Петю".
Есть вещь, которая беспокоит Айдара: "После смерти ничего не будет важно. Я умру, и моя мысль растворится в космосе. Такие рассуждения толкают людей на безумные поступки  как того студента из "Бауманки". Можно заниматься чем угодно, и плевать. Всё становится бессмысленным: твои слова, эта запись..  показывает на мой телефон.  Меня это беспокоит. Один человек сказал мне, что важно облегчать жизнь других людей. Я считаю, что слишком много людей задействованы только в том, чтобы система не развалилась. Почти десять миллиардов людей  просто чтобы система работала. Хотя работает она тоже для благих целей — чтобы люди и прогресс развивались..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий