20 февраля 2018 г.

Антон

Антону в этом году будет 25, а он всё ещё лепит из пластилина. В основном это скульптуры размером 1:1, которые стоят вдвое больше средней зарплаты в Уфе. С ним мы поговорили про геймерство, современное искусство и азиатов.

Антон говорит, что он не любит называть себя фрилансером: "Это звучит как-то оскорбительно. Большую часть своего времени я работаю с детьми и делаю скульптуры на заказ. Сейчас я заочно учусь на дизайнера, а до этого я окончил художественно-графическое отделение педагогического колледжа. В моём дипломе написано, что я преподаватель изобразительного искусства и черчения".
Антон говорит, что скульптура была последним, чем он хотел заниматься во время учёбы: "В то время, когда я учился в колледже, у меня очень плохо работало пространственное мышление: я не мог понять, что такое объём, и как некоторые вещи выглядят изнутри. Я был готов расписывать горшки и заниматься городецкой росписью 24/7, только бы не прикасаться к глине. Мне не нравилось делать объёмные вещи, к тому же, добавился один неприятный персонаж: в то время я был очень эксцентричным. Преподаватели на худграфе привыкли к такому. Кроме одного. Когда я побрил голову, моему преподавателю это не понравилось. Это было непедагогично и неэтично с его стороны, но он сказал, что не будет меня обучать, потому что я так выгляжу. Я ответил, что не буду учиться, потому что он так к этому относится. Тогда мы с ним чуть не подрались. Он меня окончательно достал, я встал и сказал ему: "Вытащите шило из жопы". Он сказал, что меня ударит. А я сказал, что сломаю ему челюсть. В итоге я просто ушёл, и ещё где-то год не ходил на скульптуру. Он ходил в деканат и просил, чтобы меня отчислили, но для такого у меня были слишком хорошие оценки".
Почему художники  это обманщики, а 3D лучше 2D.
"Сейчас меня не привлекает искусство в 2D,  говорит Антон.  Ведь кто такой художник? Это обманщик: помимо своих ощущений, в работе он показывает свою технику и руку. Большинство современных художников прячут свою криворукость за экспрессией. И это прокатывает, за это люди платят деньги. Скульптуру же невозможно обмануть: нельзя сделать кривого персонажа, а потом сказать "я так вижу".  Сейчас скульптура, в основном, выполняется из мягких материалов. А раньше, будучи скульптором, ты не имел права на ошибку: из каких-нибудь Греции или Египта тебе на рабах привозили четырёхметровую глыбу, из которой тебе нужно было сделать мужика. Если ты сделаешь что-то не так, тебя просто четвертуют на площади. Скульптура не прощает погрешностей: даже человек, который в ней не разбирается, увидит твой непрофессионализм. Поэтому она мне и нравится".
Про гиков и геймерство.
"А началось всё очень просто,  смеётся Антон:  я геймер. И скульптуры, которые я делаю сейчас, в основном, тоже по мотивам игр, фильмов, книг и комиксов. Эта сфера вообще как настоящий океан информации, и это востребовано. Изобразительное искусство  это топливо для геймерства, и наоборот. Я бы сказал, что это симбиоз. Все мои знакомые геймеры  это мои знакомые коллекционеры фигурок. Это одни и те же люди. В группе коллекционеров я сижу уже года три, там я покупал первые фигурки, и там же я нашёл своих первых клиентов. Я коллекционирую фигурки, статуэтки и артбуки [artbook — коллекция иллюстраций, собранная в виде альбома под одной обложкой]. В последние годы гик-культура в России дико развивается. Это недешёвое удовольствие: одна статуэтка стоит 30-70 тысяч рублей. Это как акции: через два года вещь за 7 тысяч рублей может стоить все 30. Я, кстати, до сих пор собираю статуэтки. Но не все: так можно и почку продать".
Ради этого Хищника Антон влез в долги: "Это была слишком выгодная сделка: у меня не было в распоряжении нужной суммы, а соглашаться нужно было срочно,  говорит он.  Эта статуэтка стоит примерно 55 тысяч, но без "родной" коробки мне продали её за 35. Мне на такие тонкости было плевать: если честно, не понимаю, как после вскрытия упаковки фигурка может упасть в цене на десять тысяч". Бокс для Хищника Антон сделал сам. А таких фигурок на весь мир всего 320 штук.
Вот так выглядит комната Антона.
Что по деньгам? 
"Да почку надо продавать уже,  повторяет Антон:  рынок для реализации работ в России очень тухлый: к кастомным вещам в нашей стране отношение мёртвое. И тут дело даже не в людях или менталитете. Когда у тебя жена и ребёнок, а тебе двадцать с копейками, первоочерёдно тебе надо выживать. В России есть классная поговорка: все хотят и рыбку съесть, и на хуй сесть. Конечно, есть ребята, которые готовы отдавать деньги за нужный контент, и они понимают, что оно того стоит. Но львиная доля привыкла покупать фигурки в "1С" [сети мультимедийных магазинов], которые стоят 5-10 тысяч. И они думают, что и мои работы, ещё и в масштабе 1:1, будут стоить столько же. Некоторые не понимают, что сама покраска может стоить в три раза дороже, и кроме того, я трачу на работу свои часы".

"Я всегда пытаюсь донести до заказчика, что я не зажрался. Это дорого не потому, что я наглый, а потому, что столько стоят материалы. Давай смоделируем ситуацию, — предлагает Антон: — ты видишь мою работу, тебе нравится, и ты хочешь её купить. Я говорю: "75-80 тысяч. Или 50 — моя работа, и вы отдельно договариваетесь с художником по аэрографии. И это учётом того, что работа будет сделана не в единственном экземпляре, а пойдёт на массовое литьё". У тебя, как у заказчика, сейчас челюсть должна отвалиться до пола".

Сейчас Антон работает над скульптурой Джокера в масштабе 1:1. На этом примере Антон рассказал, из чего формируется стоимость скульптуры: "По материалам работа вышла на 35 тысяч рублей: 15 из них  на пластилин,  загибает пальцы Антон.  Ещё силикон, смола и мрамор, из которых уже будет отливаться скульптура. И отдельная сумма за аэрографию. Пока я учусь, но у меня есть ребята, которые смогут покрасить эту работу в студии. Весить он будет около сорока килограмм". У Джокера уже есть покупатель: парень сделает для него витрину, чтобы поставить в своей комнате.
Кроме выполнения заказов, Антон также занимается преподаёт курсы по скульптуре для детей. Он работает вместе с Радмиром: "Я пришёл к ребятам из "Граней", чтобы узнать, чем занимаются мои гипотетические конкуренты",  улыбается Антон. Вместе с другом он хотел открыть подобную школу. "К тому же, я хотел начать отливать свои работы, и узнал, что у ребят есть подобный опыт. Мы не сошлись в планах с тем парнем, и я понял, что "Грани" — лучший вариант. И с тех пор  уже около полугода — я работаю здесь".
Про детей.
"Мне нравится работать не с маленькими детьми. Проще всего мне с ребятами 15-16 лет,  говорит Антон.  Они воспринимают тебя как наставника, а не как приятеля. Детей возраста 12-13 лет я называю "пластилинчиками", потому что это самый лучший возраст, чтобы можно было что-то из них вылепить. В работе с детьми меня гложет мысль о том, что родители не занимаются своими малышами. А дети  это настоящее зеркало родителей. Дети сейчас очень неприспособлены: их ничего не интересует. Они не знают, кто такой Наполеон, зато знают всех современных рэперов. Это печально. Но есть пара детей на моих занятиях, от которых я в восторге. Вместо того, чтобы поспать, я иногда еду сюда, чтобы просто хорошо провести время".
Про азиатов.
Антон часто говорит про азиатов. "Азиаты — это боги всего изобразительного. То, что ты делаешь, до тебя это уже сделал азиат, и гораздо лучше. Хочешь почувствовать себя говном  посмотри на работы азиатов, — не унимается Антон.  Может, они, конечно, компенсируют этим маленькие письки или отсутствие интернета, но у них невероятная работоспособность: то, что я делаю за месяц, они могут наколдовать за несколько дней. А ещё они реально поехавшие  например, корейцы! Они могут жить в какой-то картонной коробке два на два метра, и собирать статуи стоимостью в  полторы-две тысячи долларов. Вообще в коллекционировании важно понимать, когда нужно остановиться: есть период, когда это выглядит круто, а есть  когда это становится похоже на комнату маньяка".
Ещё часть коллекции Антона
"Если бы  у меня спросили: пойдёшь работать к Стиву Вангу  опять-таки, азиату, который делает статуи на заказ для компании Blizzard по таким сериям игр, как Diablo, Warcraft и другие; школу Стэна Уинстона или Рику Бейкеру  отцам-основателям всех спецэффектов, начиная с "Хищника"? Я бы сказал, что спал и жил бы там, и работал бы за еду,  говорит Антон.  Я был бы там рабом 20 часов в сутки, только чтобы посмотреть, как они работают. Ещё у меня есть конкуренты, за которыми я слежу: они не знают, что я считаю их конкурентами, но я их с уважением ненавижу". 

"Работы других скульпторов, которые мне нравятся?

  • Громмаш от Стива Ванга. Это огромный орк в гиперреализме. Он применяет металл, кожу и волосы. Это действительно новый вид скульптуры. 
  • Почти каждая работа Рика Бейкера. Он  киношный скульптор и занимается всем, что связано с профессиональным гримом.
  • Греческая статуя Агесандра, "Лаокоон и его сыновья". Это такой огромный бородатый греческий дядя в измученной позе, вокруг которого извиваются змеи". 

"Я не представляю свою жизнь без зрения, слуха и рук говорит Антон.  Всё в жизни может быть абсолютно херово: финансовое положение, психологическое состояние или личная жизнь, но пока у тебя есть руки, ты видишь, слышишь и ощущаешь — всё отлично. У меня вообще несколько фобий: мне даже кошмары снятся. Я боюсь пауков. А ещё  оглохнуть, ослепнуть или повредить руки. Окружение, музыка и изобразительное искусство  это мои инструменты, и без них я не могу".
Про планы на будущее.
Антон говорит, что сейчас работает над своим портфолио, прорабатывает персонажей и работает над скоростью, и у него большие планы: "Я хочу отойти в сторону авторской скульптуры,  говорит он:  у каждого скульптора, как у художника, должен быть свой стиль. Я хочу создать свой лейбл, чтобы люди по одной работе узнавали, что её сделал я. У меня уже есть пара скетчевых задумок, но пока я о них не скажу. Я надеюсь перейти на западный рынок. Хочу реализовываться в Европе, потому что там более благоприятные условия для творчества: многие скульпторы устраивают коллаборации и открывают совместные мастерские. Там ценят человеческий труд и кастомные вещи". Антон говорит, что хотел бы открыть свою мастерскую и преподавать скульптуру не только детям, но ещё и взрослым людям: "Меня интересует работа преподавателем для взрослых по классической скульптуре. Для этого нужно ещё прокачать анатомию. Например, по вечерам я смотрю, как вскрывают людей",  улыбается он.
Хеллбой: герой из пекла, персонаж одноимённого комикса и экшн-триллера.
"Моя преподавательница однажды сказала, что в момент, когда тебе начинает нравиться твоя работа  ты умер,  говорит Антон. — Тебе всегда должно немножечко не нравиться то, что ты сделал. Должна быть какая-то золотая середина между самоуничтожением и самомастурбацией. Тогда ты добьёшься успеха. Нужно понимать, что есть, к чему стремиться. Я надеюсь, что никогда не достигну совершенства. Потому что его не существует". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий