23 января 2018 г.

"Чистый город"

Этот блог отчасти задумывался как повод поговорить и познакомиться ближе с тремя людьми, с которыми до этого я только здоровалась. Первой была Русудан, а сегодня я добралась до второго удивительного человека. Когда я говорила с Э. в прошлый раз, она сказала, что хочет скорее снова вернуться ближе к моему дому, и на её глазах выступили слёзы.

Сегодня я, как делаю это обычно раз в пару месяцев, понесла макулатуру в пункт приёма вторсырья, где работает Э. Она довольно легко согласилась ответить на несколько моих вопросов, и скоро я поняла, почему. Небольшая предыстория.
Несколько лет назад мне показалось, что рациональнее сдавать бумагу на переработку, чем выбрасывать её, и я узнала, что буквально под окнами моего дома принимают вторсырьё. Я просто пришла, поставила на весы пакет с черновиками и каким-то картоном, получила свои 3,50 рублей за кило, и решила, что это не сильно меня напрягает, и с тех пор в моей комнате всегда стоит пакет, который по мере заполнения я периодически отношу в пункт приёма компании "Чистый город". Так продолжалось до лета прошлого года. Из окна стала виднеться сначала строительная площадка, а потом  новое невысокое здание непонятного назначения. Синий вагончик пропал. Мне стало некуда относить макулатуру, я позвонила на горячую линию компании, и мне сказали, что в паре остановок от меня есть ещё один пункт приёма вторсырья. Я натянула кеды, скорчила недовольную мину, взяла три накопившихся за это время тяжеленных пакета с бумагой и пошла. Оказалось, это был всё тот же небольшой вагончик, в котором работала та же женщина, что и возле моего дома. Мы разговорились, и оказалось, что администрация города (чтоооо?) претендует на ту стрёмную и невзрачную площадку, которую я вижу из окна своей квартиры, и почему-то очень против того, чтобы пункт сбора вторсырья вместе с Э. стоял на прежнем месте.
В тот день мне было очень тяжело. Во-первых, потому что я почувствовала какую-то ответственность за этот инцидент, во-вторых, потому что тащиться с тяжёлыми пакетами я больше не собиралась, и в-третьих, когда эта женщина говорила, как сильно она скучает по моему району с работящими и уже такими родными ей людьми, она начала плакать.
Я решила, что очень хочу хоть чем-то ей помочь, и через пару звонков узнала, что городская администрация действительно имеет что-то против нахождения одного маленького вагончика на этом месте. Адекватной аргументации я так и не услышала. Конец предыстории.
Так вот, сегодня я снова пришла с пакетом макулатуры и попросила Э. дать мне небольшое интервью. Она сказала: "Знаешь что? Лучше напиши на актуальную тему — зачем тебе мои ответы на какие-то вопросы? Мы же официально стояли на том месте, помогали очищать город. Мне кажется, многим жильцам твоего района стало очень неудобно: они ведь собирают вторичные отходы, а теперь им просто некуда его сдавать, и они выбрасывают его как обычный мусор".
Э. говорит, что знает всех, кто к ней приходит: "Что человек приходит в норковой шубе, что он приходит в обычной куртке  мне без разницы. Люди ко мне приходят разные: и на джипах, и те, у кого нет дома. Один мужчина постоянно приезжает на полностью забитом джипе: привозит бутылки, всякий пластик. Он сам сортирует отходы, просто не выбрасывает всё в общую кучу. Народу всегда приходит по-разному. Человек пятнадцать, двадцать, тридцать в день. Мне все мои интересны, я знаю, как всех зовут, потому что приходят одни и те же. За всё время, которые я работаю, умерло 80 человек из тех, кто приходил ко мне. Я даже знаю, что первым умер человек, который жил на теплотрассе: прорвало трубу, и он просто сварился. Его звали Феликс".
Сама Э. дома тоже сортирует все отходы. Она говорит: "Я работаю на пункте приёма вторсырья уже больше десяти лет. Сто килограмм картона  это несколько деревьев, понимаешь? Если каждая семья будет сортировать отходы так же, как моя, станет гораздо меньше мусора. Все спрашивают, где я работаю, а я говорю, что в "Гринписе"! Только вот они постоянно кричат, бегают, за что-то воюют, а я просто тихо работаю".
Э. не любит людей, которые много говорят: "Мне нравятся люди, которые не болтливы. У тех, кто постоянно говорит, в жизни обычно никогда ни до чего не доходят руки. Меня раздражают нытики: лучше возьми и молча сделай. Ещё я терпеть не могу, когда при мне обсуждают человека: вот только что мы все вместе общались, человек вышел, и началось! В таких случаях я просто говорю: "Закрыли тему. Вам этот человек не нравится, а мне, может, нравится?", — и все замолкают".
Э. говорит, что у неё нет свободного времени: "Со мной живёт мой муж, мама и два замечательных  внука. Какое свободное время может быть у человека, если у него есть семья?", — удивляется она.
У Э. скоро день рождения: через несколько дней ей будет 54. А между тем, недавно она получила высшее образование: 
"Ты знаешь, я просто поставила себе цель: поднять свой социальный статус перед дочками. Я закончила колледж, а институт — три года назад. Мама теперь с высшим образованием", — смеётся она. "Я работала и сдавала экзамены. Там были и совсем молоденькие девчонки после колледжа, и люди постарше. Но самая старая была, конечно, я. Мне было очень интересно! Я изучала всякие маркетинговые ходы, устройство сферы обслуживания..", — вспоминает она. Когда я сказала, что не подумала бы, что люди в таком возрасте решаются получить ещё одно образование, она сказала только: "А почему бы и нет? От возраста мало что зависит: на некоторых людей смотришь и думаешь: "Сколько тебе лет?" Иногда понимаешь, что у некоторых и в 50 мозгов ещё нет".
Э. стала первым человеком, который отказался дать какой-нибудь хороший совет: 
"Хороший совет? Нет, не могу. Совет  это очень личная вещь. Понимаешь, я дам тебе совет со своей точки зрения, а у тебя свой жизненный опыт. Я всем говорю: включайте мозги, и думайте только своей головой. Я могу только предложить какие-то варианты, а советовать ничего не буду. Нет и обязательного универсального опыта в жизни каждого. Каждый человек должен решать сам: хочет рожать  пусть рожает. Не хочет выходить замуж  пусть не выходит". 
Э. сидит в маленьком помещении внутри этого вагончика, которого хватает на одного человека и кошку. Кошку она называет Дочкой: "Она как-то сама ко мне забрела, и вот уже несколько лет живёт прямо тут: я наливаю в пластиковые бутылки горячую воду, накрываю чем-нибудь тёплым, и она на этой батарее всю ночь спит, ждёт, когда я приду утром". Вместе с кошкой она смотрит российские детективные сериалы на маленьком телевизоре. Она говорит: "Мне нравятся российские детективы по телевизору, потому что мне важны хеппи-энды.
"Преступник должен сидеть в тюрьме",  как говорил Жеглов". 
"Горжусь я своими тремя дочерьми. Я просто их люблю: тем, что они у меня именно такие, какие есть. Горжусь тем, что у меня сильная мама",  на этих словах у неё выступили слёзы — "Горжусь тем, что сама я слабая: человек не обязан всё время быть сильным. Ну ты видишь.."
У этой женщины чёткая гражданская позиция: "На выборы я хожу обязательно. И всех своих поднимаю: даже мама — ей восемьдесят шесть — она тоже пойдёт. России нужна жёсткая рука. Страна у нас большая: что хотим  то и творим. Москва где, и Владивосток где (показывает руками). А вообще, конечно, рыба гниёт с головы. Россия — это моя Родина. Я слишком сильно её люблю, в этом плане я немного ненормальная. А за что её не любить: она просто... Моё. Ну сама видишь", — и снова заплакала.
Э. говорит, что у неё есть мечта: "Ох, я бы съездила куда-нибудь в Тайгу, к волкам да медведям, на годик. Чтобы отдохнуть, и чтобы никто меня не трогал. Чтобы вообще никого рядом не было. Ещё хочу много-много денег выиграть. Именно выиграть, а не заработать: не получится. Хочу, чтобы фортуна мне улыбнулась. До сих пор верю в удачу. Ещё верю, что бог есть. И нечистая сила есть".
Тут зашёл какой-то пропитый хохочущий дедок с алюминиевыми банками в пакете, за десять штук Э. дала ему заслуженные пять рублей: "Вот лентяй! Нет, хоть в коробку бы сам положил. Хохочет он, ишь, какой! Хи-хи-хи, да хи-хи-хи... Вот видишь, разные люди приходят. Работа такая. А представляешь, если бы все были одинаковые? Можно было бы с ума от скуки сойти", — улыбается она.
Когда я вспомнила другого мужичка, которого видела в прошлый раз, она как-то забеспокоилась: "Да, Жору давно не видно. Случилось что-то, наверное. Он же один живёт. Просто надеюсь, что его не убили".
А это те надписи, которые я вижу уже, наверное, года четыре. С тех пор, как первый раз принесла бумагу на переработку:

Комментариев нет:

Отправить комментарий